Воскресенье
19.05.2024
18:54
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170
МОУ Школа 22
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «22»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ ТЕМА:
«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА»
Учитель: Алешина Г.В.
Дата проведения: 08.09.2008
Г.Подольск
 
Тема: «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: интегрированный.
Цель: ознакомление с основными направлениями внешней политики России в начале 20 века, изучение событий русско-японской войны и отображение их в литературе.
Задачи: 1. знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира.
             2. уметь извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты.
             3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.
Предварительное задание:
             1. прочитать рассказ Л.Андреева «Красный смех», выбрать для выразительного чтения эпизоды об «ужасах этой войны» (по 1 мин.);
             2. подготовить исторические справки об основных событиях войны (по 5 мин.). Формы работы: Сообщения учителя и учащихся; чтение фрагментов художественных произведений (Л.Андреев «Красный смех; А.Степанов «Порт-Артур»; статья Л.Толстого «Одумайтесь!»; Новиков-Прибой «Цусима», В.Брюсов «Цусима», Вяч. Иванов «Цусима»), работа с картой, просмотр видеофильма.
Оформление урока: - портреты Куропаткина А.Н., Макарова С.О., Кондратенко Р.И., Алексеева Е.И. - настенная карта «Русско-Японская война 1904-1905 гг.» - выставка книг «Слава и горечь русского флота в русско-японской войне»: Новиков-Прибой «Цусима», П.К. Худяков «Путь к Цусиме», Семенов В. «Расплата»; - таблица «Основные события войны», где будут записаны даты основных событий и число погибших в этих сражениях:
 
Ход урока
I.Слово учителя. На рубеже веков, с началом стадии империализма, усилилась неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные державы: Англию, Францию, молодые капиталистические страны – США, Германия, Япония- стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сбыта. Создалась чрезвычайно сложная и напряженная международная обстановка. ЕЁ определяли франко-германское соперничество, а также противоречия России с Англией, Германией и Японией. Политика России на Балканах и Ближнем Востоке не была активной. Она направлялась на поддержание сложившегося соотношения сил с Австро-Венгрией, Германией и Англией в этих районах. На среднем Востоке Россия действовала активнее, распространяя свое влияние на север Ирана. Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Китай, Корея, Маньчжурия (северо-восточный Китай). Россия тоже вступает в борьбу за влияние на них. После японо-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия, сознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке, предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Россию поддерживали Франция и Германия, после чего Япония вынуждена была ступить. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве КВЖД. В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая колониальная экспансия капиталистических государств в Китай. В Китае вспыхнуло народное восстание (1900), которое было подавлено совместными силами империалистических государств. Русское правительство под предлогом охраны КВЖД ввело войска в Маньчжурию, тем самым обострив противоречия между Россией и Японией и Англией. Союзный договор Японии с Англией против России, подписанный 21902 г., был поддержан США. В конце лета 1902 Япония направила требование к России о признании полного японского протектората над Кореей в обмен на признание Японией права за Россией свободы действий в зоне КВЖД. Требования были приняты, но японский телеграф намеренно не передавал их русскому посланнику до 25 января. 25 января 1904 Япония разорвала все дипломатические отношения с Россией января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война.
II. Беседа с классом о причинах войны. - Определите причины русско-японской войны, исходя из характеристики внешне политики России в конце XIX- начале XX века и положения на Дальнем Востоке. - Нужна ли была эта война России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? III. Характеристика военачальников.
                1. Слово учителя. Главнокомандующим сухопутными и морскими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович. Его помощник-командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.
                2. Сообщение учащегося о Куропаткине А.Н.
                3. Слово учителя. Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.
                4. Сообщение учащегося о Макарове С.О.
 
IV. Хронологическое освещение хода войны. Основные сражения.
       1. Слово учителя. Русско-японскую войну делят на три хронологических периода. Учащимся предлагается записать периоды в тетрадь. 1-й период (26 января 1904 – август 1904) 26 января 1904 года одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру – шесть крейсеров, восемь миноносцев. После неравного ожесточенного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли.
       2. Чтение пизода из романа А.Степанова «Порт-Артур»
       3. Слово учителя. Впоследствии о подвиге «Варяга» была написана песня, в которой есть слова: Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага, Лишь волны морские прославят вовек Геройскую гибель «Варяга»!
       4. Просмотр фрагмента видеофильма о гибели «Варяга», сражении под Ляояном 2-ой период (сентябрь 1904 – февраль 1905)
                     1. Слово учителя. После поражения под Ляояном судьбы войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.
                     2. Сообщение ученика о Р.Кондратенко.
                     3. Просмотр фрагмента видеофильма об обороне Порт-Артура.
                     4. Сообщение учащегося о Мукденском сражении.
 
                                                                       3-ий период (март - август 1905г.)
        1. Слово учителя. После сдачи Порт-Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжение бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рождественского из Кронштадта АО Владивосток. Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 года в Корейском проливе у острова Цусима. В нем участвовали русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественского и японский флот под командованием адмирала Того.
       2. Чтение фрагмента «Гибель «Ослябя» из книги Новикова – Прибоя «Цусима».
       3. Слово учителя. Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сражения: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли получили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра как боевая единица перестала существовать. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рождественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.
V. Работа с учебником.
       1. Чтение абзаца о Портсмутском мирном договоре.
       2. беседа с учащимися: - Когда был подписан Портсмутсткий мирный договор? - Перечислите условия этого договора. - Определите, какое условие было наиболее тяжелым для России?
VI. Подведение итогов урока.
Беседа учителя с учащимися:
- Оцените шансы русской армии и флота на победу.
           Примерный ответ: Русская армия перед войной насчитывала около 1 млн. человек, но на Дальнем Востоке их было немногим 120 тыс. человек. Японские вооруженные силы в 2 раза превышали по численности и в несколько раз превосходили русские войска по числу стволов в артиллерии. Соотношение военно-морских сил было практически равным, но русские корабли были плохо бронированы и уступали японским в скорострельности. Поэтому изначально шансы на победу были невелики. - Проанализируйте роль географического фактора в предстоящей войне.
           Примерный ответ: Общепризнанно, что геополитический фактор влияет на развитие страны, ровно как и на ведение военных действий. Далеко Находящаяся Япония. Трудность с доставкой личного состава, боеприпасов, продовольствия, отсутствие карт местности, плохое знание противника – все это не оставляло возможности для победы. - Каковы основные сражения в этой войне? Работа с картой. - Приведите примеры русского героизма из произведений, посвященных русско-японской войне. -Каково было общественное мнение на ведение Россией предстоящей войны?
           Примерный ответ: Общественное мнение не было единодушным. Однако определяющими были слова «Зачем это нужно?». ( знакомство со статьей Л.Н. Толстого «Одумайтесь»). Домашнее задание: 1. стр. 20-27 учебника. 2. Ответить письменно в тетради на вопрос: Почему при невозможности победить в войне Россия её начала? Выскажите предположение о том, какими будут последствия поражения России для внутреннего положения в стране.