Воскресенье
19.05.2024
17:04
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170
МОУ Школа 22
                                          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
                                               «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»    
«РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ПРОЕКТНОГО МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ» 
        АЛЕШИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ПОДОЛЬСК 2009 СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение                                                                                   стр2-3
2. Виды и формы исследовательской деятельности учащихся. стр 4
3. Общие требования к исследовательской работе учащихся. стр 5-8
4. Заключение.                                                                              стр. 9
5. Список литературы                                                                    стр. 10
    
1. Введение Огромное значение для развития творческих способностей учащихся им хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость. Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Учебно-исследовательская деятельность школьников -это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность учащихся не будет успешной, если в её результатах не заинтересован педагог, школа. Только там, где педагоги сами заинтересованы в развитии способностей учащихся, только там может быть создана система исследовательских умений учащихся. Главный принцип состоит в том, что привлечение учащихся исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний. Главная задача состоит в том, чтобы привить вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Исходя из этого положения, меняется и роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью школьника. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он -старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной деятельности своего ученика. Именно такой подход к организации участия школьников в исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления. Для того чтобы ребенок хотел активно развивать творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заменит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. При этом нужно помнить, что один в поле не воин. Для полновесного развития творческих способностей учащихся необходимы совместные усилия всего педагогического коллектива: учителей, психологов, школьной библиотеки, администрации учебного заведения. Каждый из них должен быть заинтересован в том, чтобы ученик, оканчивающий школу, был уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявлять самобытность мышления, верил в себя и свои силы, был способен к саморазрушению ради созидания, не терял способности находить вывод в самых непредвиденных ситуациях.

2. Виды и формы исследовательской деятельности учащихся. В педагогической литературе учебные исследования делятся на 3 вида: - Монопредметные - межпредметные - надпредметные Монопредметное учебное исследование – это исследование, проводится по какому-то одному предмету и предполагает привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету. Результаты исследования, которые проводит ученик, касаются только данного предмета и могут быть получены в результате изучения процессов и явлений, находящихся в плоскости данного предмета. Такое исследование помогает ученику углубить свои знания только по данному предмету. Межпредметные учебное исследование - это исследование, требующее привлечения знаний для его выполнения из разных учебных одной или нескольких образовательных областей. Результаты такого исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Надпредметные учебное исследование - это исследование, которое строится на совместной деятельности учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы. Такое исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных предметов, исходя из решаемых им проблем и исследовательских задач.

3. Общие требования к исследовательской работе учащихся. Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из различных областей знания. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создания технического устройства и т. д. Проектные и исследовательские работы выполняются индивидуально или коллективно. Могут иметь научного руководителя – квалифицированного специалиста в данной области – учителя, научного работника, преподавателя высшей школы. Представительные работы содержать результаты исследований. Ученное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- четко сформулирована цель исследования - выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования - определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута - приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме
- описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте)
- представлены собственные данные, полученные в результате исследования
- описание исследования должно демонстрировать глубину значения автором избранной области исследования
- исследование должно соответствовать установленным формальным критериям
- исследование должно демонстрировать наличие теоретических достижений автора
- проблема затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение)
- работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой.
Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Требования к оформлению учебного исследования. Учебное исследование состоит из:
- титульного листа
- тезисов
- рецензии руководителя или нескольких руководителей
- списка содержания работы
- введения
- основной части
- заключения
- списка сокращений, условных обозначений, символов и терминов
- списка использованной литературы.

Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы. Объём тезисов не должен превышать более 4 тысяч знаков – 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:
- объём учебного исследования
- количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы
- объект исследования
- цель и задачи исследования
- описание полученных результатов и их аккуратность
- краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.

Рецензия учебного исследования готовится педагогом, который являлся консультантом и научным руководителем работы учащегося. Рецензия пишется руководителем после просмотра окончательного варианта учебного Исследования не позднее, чем за месяц до проведения научно-исследовательской конференции учащихся, в которой ученик намерен принять участие. Рецензентом научного исследования может быть не только школьный учитель, но и представители иных учебных заведений и учреждений, которые участвовали в анализе исследовательской работы ученика. В таком случае, ученик может представить жюри конференции несколько рецензий на одно и тоже исследование. Объём рецензии не должен превышать 2 печатных листов.

Содержание включает названия всех разделов, подразделов, пунктов с указанием страниц, на которых расположено начало материалов разделов, подразделов, пунктов.

Список сокращений, условных обозначений, символов, терминов предоставляется в виде отдельного списка на отдельных листах. Каждый термин выделяется черным шрифтом.

Введение содержит:
- отношение автора к изучаемой им проблеме
- оценку современного состояния изучаемой проблемы
- обоснованность и необходимость проводимых им исследований
- обоснование актуальности темы исследования
- определение целей и задач исследования
- значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.

Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:
- выбора направления исследования
- объекта исследования
- описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов
- описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов
- обобщения и выводы авторов, следующих из результатов исследования.

Этапы исследования должны отражать:
- обоснованность выбора направлений исследования
- методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика
- обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования цели исследования.

Этапы очень важно соблюдать!
- текст основной части делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты
- разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы
- номера разделов обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце
- введение и заключение не нумеруются
- иллюстрации (рисунки) (кроме таблиц) обозначаются словом (Илл./Рис.) и нумеруется последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций (рисунков), приведенных в приложении
- номер иллюстрации (рисунка) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (рисунка) делен, и должен стоять под иллюстрацией (рисунком) перед её названием
- таблицы нумеруются последовательно арабскими буквами в пределах раздела
- в правом верхнем углу таблицы над соответствующим названием подписывают слово «Таблица» с указанием её номера
- при переносе таблицы на другой лист пишется слово «продолжение».

Заключение содержит:
- краткие выводы по результатам исследования
- предложения по их практическому использованию
- указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, диагностик, анкет, учебных материалов, пособий и т. д.

Заключение содержит:
- краткие выводы по результатам исследования
- предложения по их практическому использованию
- указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, диагностик, анкет, учебных материалов, пособий и т. д.

Список использованной литературы составляет в конце исследования и располагается в порядке появления ссылок в тексте работы. Сведения об используемой литературе, включенной в список, даются на языке оригинала следующим образом: Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьник в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей./Под редакцией А. П. Тряпицкой. СПб.: КАРО, 2005 Приложения являются дополнительными иллюстративным материалом Учебного исследования. Приложения оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылк в тексте. Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «приложение». Приложение должно иметь название, отражающее содержание работы. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например «Приложение1».

Правила компьютерного оформления учебного исследования
- Текст исследования печатается шрифтом 14 через полтора интервала с выравниванием по ширине.
- Размеры полей должны быть:
- верхнее – 1, 5 см
- нижнее – 2 см
- левое – 3 см
- правое – 1 см
- Заглавия разделов и подразделов печатаются маленькими буквами (кроме первой) и выравниваются по центру.
- Переносы слов в заглавии не допускаются.
- Новый раздел начинается с нового листа.
- Страницы нумеруются арабскими цифрами.
- Номер ставится в правом верхнем углу.
- Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, сквозная.

4. Заключение. Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно- исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т. е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен ещё в школе учиться мыслить и излагать свои мысли обдуманно, целенаправленно решать проблемы, в точности получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других. Можно ли дать ребенку дать задание написать доклад, не разбудив в нем желания делать это? Можно выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, радость творчества, учитель должен быть сам творческим человеком, он должен умело руководить всей исследовательской деятельностью учащихся, быть увлеченным и компетентным человеком. Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы развить кругозор учащихся, активизировать их мыслительную деятельность и, в первую очередь, развить исследовательские и коммуникативные умения. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.

Список используемой литературы:
1. Н. И. Дереклеева «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся». М., 2008
2. А. И. Савенков «Содержание и организация исследовательского обучения школьников»